Какой должна быть идеальная школа? Мнение учёных

В Московской высшей школе социальных и экономических наук выяснили, какой должна быть школа, чтобы давать максимально высокие образовательные результаты. В этом им помогли международные и отечественные исследования, а также примеры других стран. Специалисты утверждают: начальная школа должна длиться шесть лет, сама школа по количеству учеников не должна превышать 800 человек, а буллинг и списывание надо искоренить. Кроме того, должна уйти в прошлое лекционная модель обучения: ученики должны больше разговаривать и не отсиживаться на уроках. 

Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования, отметила, что современные образовательные комплексы, рассчитанные на несколько тысяч учеников, устарели: ими сложно управлять и они обезличивают учеников. Школы должны быть небольшими, а поддерживаться государством более всего должны маленькие сельские школы с ограниченными возможностями — как, например, в Эстонии, которая уже два раза занимала первое место в Европе в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA

В идеальной школе выполнение заданийна дом занимает не более 45 минут в день. И при этом все задания должны обязательно проверяться учителем, причём не так важно поставить оценку в баллах. В младших классах можно просто похвалить ученика и указать ему на темы, в которых ему стоит быть внимательнее — словом, сделать так, чтобы самооценка ребёнка не пострадала. Такое предложение учёных основано на опыте других стран, где подобная система давно используется (например, Финляндии).

Кстати о младших классах: специалисты предлагают «продлить» начальную школу с 4 до 6 лет. Польза этого доказана, опять же, другими странами: в России самая короткая начальная школа в Европе. «Началка» должна длиться больше хотя бы потому что именно в этот период у ребёнка закладываются основы для дальнейшего предметного обучения, и они должны успеть закрепиться. Некоторые исследователи считают, что, например, скорость чтения практически не изменяется у человека с 12 лет: то есть, примерно с 5 класса человек читает с той же скоростью, что и во взрослом возрасте. И логично уделить больше времени развитию этого навыка, чтобы ученику было легче осваивать дальнейшую учебную программу.